ВАДИМ СТЕПАНЦОВ И ГРУППА «БАХЫТ-КОМПОТ»

Московская группа «Бахыт-Компот» была основана в 1989 году. Бессменный лидер коллектива – поэт Вадим Степанцов, Великий Магистр Ордена куртуазных маньеристов. При этом его музыкальный проект всегда тяготел к «антиманьеризму», чему способствовали панк-роковые мелодии и смелые тексты.

По легенде, группа была создана на берегу казахского озера Балхаш, где отдыхали поэты Степанцов и Константин (Константэн) Григорьев. Слово «бахыт» по-казахски означает «счастье». По уверениям Степанцова, в русском языке то же значение имеет слово «компот» – так и появилось название коллектива. Авторами репертуара стали Вадим, Константин и Юрий Спиридонов.

Сюжеты большинства ранних песен «Компота» имеют реальную основу. Например, в «Пьяной помятой пионервожатой» Вадим Степанцов рассказал собственную историю, сравнив себя таким образом с Флобером, утверждавшим: «Мадам Бовари – это я». В тексте композиции встречаются имена или прозвища тогдашних участников группы Леонида Зинковского и Андрея Качанова, также известного как "Барабанщик Ренат".

В 1990 году «Бахыт-Компот» с успехом выступил на фестивале «Рок-акустика» в Череповце. Группа представила весьма свежий взгляд на русский рок, а заодно с ходу придумала определение для своего музыкального жанра: много лет после этого «Бахыт-Компот» называли не иначе как вандал-рок-бандой.

В 1991 году коллектив записывает свой первый альбом «Кисло», Константин Григорьев уходит из группы, остаются Вадим Степанцов (вокал), Юрий Спиридонов (гитара), Андрей Иванов (гитара), Максим Степанов (гитара), Константин Кутузов (до осени 1991), затем Андрей Качанов (ударные), Виталий Кутузов (бас-гитара), Леонид Зинковский (аккордеон). В этом составе «Бахыт-Компот» существует до осени 1991, затем состав обновляется (приходят Дмитрий Куликов, Александр Курицын, экс-«Крематорий», Алексей Шабанов, Роберт Ленц, ныне «Браво»), но затем они возвращаются к прежнему составу. Летом 1992 на студии продюсера Евгения Фридлянда в Николаеве Вадим Степанцов, Дмитрий Куликов и Леонид Зинковский при помощи Кима Брейтбурга (экс-«Диалог») и Константина Меладзе (брата Валерия Меладзе) записывают поп-панк-альбом «Охота на самку человека».

В 1993 с приходом в группу гитариста Сергея Кумина и клавишника Эдуарда Платонова (из аккомпанирующего состава Жанны Агузаровой) группа приобретает профессиональный статус. В 1994-97 вышло два альбома - «Пьяная, помятая пионервожатая» (частично включивший в себя песни из предыдущих двух альбомов, 1994); «Раздень меня по телефону» (записан в Николаеве на студии Кима Брейтбурга, издан в 1996).

Начиная с 1994 сделано 6 видеоклипов: "Das Ist Fantastisch" (режиссер Ольга Дубровская, 1994), "Девушка по имени Бибигуль" (режиссер Вадим Степанцов, 1995), "Хуанита" (режиссеры Ольга Дубровская, Вадим Степанцов, 1996), "Атомная бомба", "Реквием", "Империя" (режиссер Сергей Крайнев, 1997). Стиль группы эволюционирует, по словам ее основателя, от вандал-рок- и поп-панка (1990—93) к апоплексическому рок-н-роллу (1994—95), а затем к радикальной эстрадной музыке, существующей на стыке экстремальных рок-стилей и откровенной «попсы» (1996—97).

В 1995 году группа выпускает альбом «Пьяная-помятая пионервожатая», а в 1996 году выходит нарочито-попсовый альбом "Раздень меня по телефону". Редкая совместная идилия твиста, рок-н-ролла и попсы обеспечила ему громадный успех как среди молодежи, так и среди романтичных толстосумов, по всей видимости, использовавших его для любовных утех перед зеркалом с высокотарифными жрицами Венеры.

Также в 1996 году Вадим Степанцов получил «Овацию» как поэт-песенник года, а параллельно затеял сольный проект с группой «Лосьон». Вадим написал 14 песен, музыку к которым придумали ребята из группы. Так родился проект "Урки правят миром", сразу же ставший культовым по причине его малого тиража.

В 1998 вышел в свет альбом «Страшнее бабы зверя нет», ставший новым творческим и коммерческим взлётом группы. В 1999 музыканты «Бахыт-Компота» вовсю поглумились над фальшивостью современной поп-музыки в своей работе «Бог, клубника и павлин». Клип на песню «Крабовые палочки» был в горячей ротации на многих каналах ТВ, что позволило привлечь и к альбому, и к группе внимание нового поколения слушателей. В канун Миллениума группа выпустила сборник «Новогодние консервы», содержащий избранные вещи 1995-2000 годов.

В 2002 году был выпущен альбом «Stereoбандитизм». Пластинка представляет собой сборник оригинальных трактовок песен ряда российских и зарубежных исполнителей. Помимо самих музыкантов коллектива, в создании пластинки принимали участие Валериан Стаканчиков (группа «Лосьон») и Илья Мимозов, с которыми в дальнейшем Вадим организовал побочный проект под названием «Бедлам-Капелла» (первоначально «Бухта кошмаров»).

В 2003 году выходит альбом «Все девчонки любят пацанов», в котором уже отразились черты кибер-маньеризма, нового направления в искусстве, созданного Вадимом. В этом же году в серии «Золотая Коллекция: Легенды Русского Рока» выходит альбом лучших хитов «БК», что явилось как бы официальным подтверждением и давно заслуженным признанием выдающегося вклада «БК» в сокровищницу русского рока и популярной музыки.

Презентация альбома «Чурка и скинхед» состоялась 24 февраля 2006 года в старейшем московском рок-н-ролльном клубе Tabula Rasa. Эта работа стала одним из самых заметных релизов сезона. Даже популярная «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», ставшая в последние годы откровенно попсовым вестником и забывшая, что кроме попсы существует и другая музыка, кажется, ныне про рок принципиально не пишущая, даже она не могла не отметить появление этого альбома «Бахыт-Компота».

В 2007 году в канун женского праздника группа выпустила новый альбом «8 марта. Дурацкий праздник». А осенью 2007 года был представлен сольный альбом Вадима Степанцова «Великое и смешное», вышедший на Navigator Records. Все материалы в этой работе исполнены в акустическом варианте. По сравнению с предыдущими творениями музыканта, эту работу можно назвать лиричной и даже нежной. Тексты песен хоть и незатейливы, но глубоко впадают в душу после первого прослушивания.

В 2009 году выходит альбом «Бахыт-Компота» «Самые лучшие телки» - очередная удача Степанцова в его творческих поисках национальной формулы. Потрясающая эклектика рок-н-ролла, ресторанного и дембельского шансона, попсы и архаичного диско. «Я не зацикливаюсь на одном жанре, и практически каждый «бахытский» альбом - это эклектика. Быть стилистически однообразным, быть идеологически однообразным скучно», - говорит Вадим. Альбом получился винтажным и по-хорошему архаичным. В смысле присутствует архаика, которая не стареет. Поэтому слушается альбом на одном дыхании.

В 2011 году группа презентовала альбом "Перезагрузка 2011". Альбом содержит 11 треков в электричестве, часть из которых выходила ранее в акустическом варианте на компакте "Великое и смешное" ("Участки на Луне", "Бесконечно влюбленный"), а также перезаписанные в новом ключе и с новым составом музыкантов старые песни "Кладбищенская клубника", "Монгольская эстрада" и "Небо Родины". Одна песня попала в альбом из репертуара симфо-панк-трио "Бедлам-Капелла", она называется "Приз за лучшую улыбку", и она тоже записана в электричестве. Также на альбоме есть и совершенно новые песни, формирующие собой концертный репертуар группы.

25 февраля 2014 года состоялся релиз нового альбома группы «Бахыт-Компот» - «Полигимния» на iTunes. «Полигимния» - это характерная для группы взрывная эклектика, но в этот раз с закосом в блюз и русскую народную мелодику. Безудержное русское веселье вкупе с философскими отступлениями - захватывает дух, заставляя душу сначала свернуться, потом развернуться, как и любят наши люди от Балтийского моря до Берингового пролива. Презентация альбома состоялась 1 марта в московском клубе "Альма-матер".