ГРУППА «ЧАЙФ»

Автором неологизма «чайф» является поэт и музыкант, участник первого состава группы (1983—1984) Вадим (Вадик) Кукушкин. Он взял за основу два слова: «чай» и «кайф». Так мы называли крепкий чёрный чай-чифирь, в огромных количествах поглощавшийся на репетициях. Поначалу к репетициям отношение было не особо серьёзное. Больше походило на вечера с чаепитием и игрой на гитарах. И «сходить на репетицию» звучало как «сходить на чайф». Когда наступил сложный для всех начинающих музыкантов момент — как назвать группу, — припомнили именно «чайф».

В первые годы существования группы название писалось как «Чай-Ф», что порой приводило к неправильному произношению — «Чай-Эф», среди части меломанов, знакомых с группой лишь благодаря магнитоальбомам. Со временем дефис выпал и написание слова как «Чай-Ф» считается устаревшим. Логотип группы создал художник и дизайнер Ильдар Зиганшин в 1989 году во время работы над обложкой альбома «Не Беда». После выхода в 1994 году альбома «Оранжевое настроение» фирменным цветом группы стал оранжевый. В начале XXI века некоторые поклонники группы стали появляться на концертах в оранжевых касках. В 2011 году «оранжевым каскам» исполнилось 10 лет.

В 1975 году девятиклассники средней школы № 36 Свердловска — Владимир Шахрин, Сергей Денисов, Андрей Халтурин и Александр Лисконог — образовали группу «Пятна». В 10-м классе к ним присоединился новичок школы — Владимир Бегунов. Группа играла на танцах репертуар, состоявший преимущественно из песен «Creedence», «T. Rex» и «Rolling Stones». По окончании школы весь ансамбль поступил в Свердловский строительный техникум.

В 1983 году мечтавшие о собственной рок-группе 17-летние Вадим Кукушкин и Олег Решетников познакомились с уже окончившим техникум и отслужившим в армии Шахриным и уговорили его присоединиться к ним с целью создания группы. К этому времени Шахрин уже начал писать собственные песни: знакомство с творчеством «Аквариума» и «Зоопарка» окончательно подтолкнуло его к исполнению рок-н-роллa по-русски. Начались репетиции и первые записи на два микрофона и бытовой магнитофон в выбитой Шахриным комнате в Доме культуры строителей им. Горького. После совместного посещения концерта Майка и Цоя к ещё несуществующей группе присоединился Бегунов. В это время Владимир Шахрин работал на стройке, а Владимир Бегунов был милиционером.

В 1984 году записан магнитоальбом «Верх-Исетский пруд», не включённый в официальную дискографию группы в связи с явным любительским качеством исполнения и записи. Группа в составе Шахрин-Бегунов-Решетников (Кукушкин тогда был призван в армию) несколько раз выступала в ДК МЖК, запись одного из концертов попала к журналисту, писателю и энтузиасту рок-н-ролла Андрею Матвееву, который был столь потрясён услышанным, что прозвал Шахрина уральским Бобом Диланом: «…парни, говорил я, а я тут слушал уральского Боба Дилана…» Матвеев пригласил Шахрина поучаствовать в сейшне в ДК завода им. Воровского 4 января 1985 года, посвящённом дню рождения Михаила Перова, гитариста группы «Трек». На этом мероприятии Шахрин познакомился с ведущими свердловскими рок-музыкантами.

Весной-летом 1985 года группа записала два акустических магнитоальбома, объединённых несколько позднее в один двойной магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Официальным Днём рождения группы считается 29 сентября 1985 года — день первого концерта под названием «Чай-Ф», состоявшегося в свердловском ДК МЖК. В марте 1986 года в группу приходит Алексей Густов.

В июне 1986 года на первом фестивале Свердловского Рок-Клуба, где утверждается среди музыкантов и приходится по вкусу публике. Название «Чайф» становится известным в Свердловске, где попадает в список «запрещённых» групп и в статью «Ждём новых песен» в газете «Свердловский строитель». К группе присоединился басист Антон Нифантьев. «Чайф» приобрёл электрическое звучание. Осенью 1986 на репетиционной базе «Чайфа» живым звуком был записан второй магнитоальбом «Субботним вечером в Свердловске». В записи приняли участие Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Альберт Потапкин, Егор Белкин, Владимир Огоньков, Алина Нифантьева и другие известные свердловские рок-музыканты. Оригинальная запись этого действа была утеряна. Впоследствии группа пыталась найти хотя бы наиболее качественную копию для её реставрации и последующего издания. Альбом, отправленный по каналам музыкального самиздата в Москву, начинает приносить популярность и за пределами города.

В 1987 году на место ушедшего барабанщика Решетникова приглашается один из лучших барабанщиков Свердловска — Владимир Назимов. Группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля, и начинает развивать деятельность по Союзу, для начала съездив на фестиваль в Ригу и завоевав там Приз Зрительских Симпатий, далее принимает участие в ежегодном рок-фестивале «Литуаника-88» и получает народное признание за свои сильные и душевные песни.

Осенью группа приступает к записи материала, которого хватило на два альбома — «Дерьмонтин» и «Дуля с маком». Из воспоминаний Алексея Густова: "И как мы такую кучу наворотили за 3 недели — до сих пор не пойму!.. Наиграть наиграли, напеть напели — а как начали сводить, поднялся хай, всяк орёт: туда верти, сюда верти, их всех тише, меня громче!.. Мне это дело надоело, я всех, кроме Антона, выгнал и быстренько всё в кучу свёл… Самое смешное, что мне как звукорежу и через 25 лет за результат не стыдно. А если ещё учесть, на каком дерьме писалось!.. Два катушечника, шипящий пульт «Электроника» и ревер пружинный «Tesla», где всё время что-то как будто взрывалось. Такой вот подъездный «эббироад»…

Помимо первой премии на конкурсе журнала «Аврора» эти альбомы принесли группе наиболее широкую известность. Начался активный гастрольный период. В 1988 году на место ушедшего в «Наутилус Помпилиус» Назимова приходят сразу два участника: барабанщик Игорь Злобин и гитарист Павел Устюгов, игравшие ранее в хард-рок-группе. В связи с этим звучание «Чайфа» заметно потяжелело. В этом же году был записан третий, концертный магнитоальбом «Лучший город Европы».

В мае 1989 года из группы уходит звукорежиссёр Густов. В 1989 году Злобина за барабанами заменяет армейский друг Шахрина — Валерий Северин, который играет с группой и по сей день. Осенью «Чайф» записывает альбом «Не беда».

В 1990 году из группы уходит басист Антон Нифантьев. Его заменяет Владимир Привалов, а в качестве «сына полка» появляется старшеклассник Владимир Желтовских, играющий на альте. В 1990 году выходит альбом «Давай вернёмся», записанный в Ленинграде на студии «Мелодия». Звукорежиссёр альбома — клавишник групп Зоопарк и ДДТ Андрей Муратов.

В 1991 году выходит альбом «Четвёртый стул» — музыка к кинофильму по сценарию Тонино Гуэрры, который должен был сниматься на пермской киностудии, но так и не был снят.

В 1992 году возвращается Нифантьев. «Чайф» возглавляет фестиваль «Рок Чистой Воды», принимает участие в концерте памяти Цоя на Большой Спортивной Арене Лужников, а зимой записывает свой знаменитый альбом «Дети гор». Самым главным для группы событием этого года становится появление профессионального административно-директорского корпуса: в Екатеринбурге — Илья Спирин, в Москве — Дмитрий Гройсман.

17 сентября 1993 за один день записывается в виде шутки альбом «Оранжевое настроение». С той осени в жизни ЧАЙФа появляется прочная традиция, сохранившаяся до наших дней. Периодически группа выпускает акустические альбомы под таким названием, обозначив их как отдельный жанр – СD-сериал, оранжевый стал фирменным цветом группы, а оранжевое настроение – одной из главных характеристик музыки ЧАЙФа.

В 1995 году начинается еще одна традиция ЧАЙФа – «Грачи прилетели». На весенний концерт ЧАЙФ традиционно приглашает группу, у которой еще не было большого концерта в Екатеринбурге. В разное время гостями группы были «Серьга» и «Ва-Банкъ», «Чиж и К» и Найк Борзов, «Сплин» и Tequillaджаззз, «Кирпичи» и «7Б». За годы существования «Грачи» превратились в традиционное массовое гуляние молодежи и были экспортированы и в другие города Урала.

Зимой 1996 Владимир Шахрин и Владимир Бегунов вместе с программой «Взгляд» отправляются в Чечню, где в группе российских войск играют восемь импровизированных концертов, в том числе и на передовой. В этом же году – поездка к пограничникам в Таджикистан.

В июле 1999 года студия "Real-records" выпустила новый альбом «Шекогали». Владимир Шахрин "сбился со счета", но друзья подсказали, что "Шекогали" станет 13-м альбомом. Видимо поэтому он лежал на полке целых полтора года. Но если бы не такой срок, в него не вошли бы хиты "В ее глазах" и "Аргентина-Ямайка - 5:0". Также были сняты клипы на песни "В её глазах", "Аргентина-Ямайка - 5:0" и "Завяжи мне глаза". Запись альбома происходила на екатеринбургской студии "АВА-рекордз".

Зимой 1999—2000 в студиях Екатеринбурга записываются песни для нового альбома группы — «Симпатии». Туда вошли кавер-версии песен Майка Науменко, Владимира Высоцкого, Бориса Гребенщикова и других.

В 2000 году ЧАЙФ собрал двадцать тысяч своих поклонников на своём пятнадцатилетии в СКК «Олимпийский», получил премию «Овация» и осуществил тур по Волге «Москва-Каспий-2000».

В 2001 году выходит альбом «Время не ждёт». На песни «Не зови» и «Не доводи до предела» были сняты клипы.

В альбоме «48», вышедшем в 2003 году, музыканты пустились на эксперименты со звучанием — в записи альбома принимали участие около десятка приглашённых музыкантов, а также целая струнная группа.

В 2004 году записывается, а в 2005 году (к 20-летию группы) выходит сборник «Изумрудные хиты», записанный совместно с ансамблем народных инструментов «Изумруд». В 2005 году ЧАЙФ снова собирает полный СКК «Олимпийский» уже на свое двадцатилетие.

В 2006 году выходит долгожданный новый альбом под названием «От себя», в который вошли 13 замечательных песен, некоторые из которых («Ангел», «Белая птица», «За годом год») стали хитами. На песню «Белая птица» был снят клип.

В 2008 году выходит «Оранжевое настроение-V».

В 2009 году появляется второй по счёту сборник каверов под названием «Свой/Чужой». Выходит двухдисковый сборник лучших песен «ЧАЙФ. Новая коллекция. Лучшие песни». Выходит альбом «ЧАЙФ. 25 лет выдержки», где собраны песни из разных альбомов, которые ЧАЙФ исполнял на концертах тура «25 лет выдержки», в том числе, две новых — «Точка» и «День Рождения».

В 2011 году выходит альбом «Зимняя Акустика. Снежные сны» — запись традиционного концерта «Зимняя Акустика» в Санкт-Петербурге.