ГРУППА «ХУЙ ЗАБЕЙ»

Фундамент будущей андеграундной популярности самой нецензурной рок-группы Советского Союза был образован вопиющей несхожестью мировоззрений её идеологов - поэта Бегемота (Бажанов Игорь Вячеславович) и композитора Карабаса (Капцов Владимир Борисович). Как гласит история, в конце 80-х Бегемот вернулся из армии с несколькими тетрадками стихов, на обложках которых красовались надписи ДМБ-88 . Тетрадки были толстыми, стихи похабными, и слово сука оказалось там не самым неприличным.

Зачастую вместо ненормативных выражений в армейской лирике Бегемота фигурировали многоточия - чтобы строгий старшина ничего не смог понять. Некоторые страницы творений состояли из сплошных многоточий - как в них разбирался сам автор, остаётся загадкой до сих пор. Часть текстов Бегемота носила характер глубоких философских размышлений: Говно не приходит одно, оно приводит своих друзей / Мне уже все равно, кто есть кто из моих гостей. Как говорится, конец цитаты. Мальчику в армии было плохо, он много переживал, - не без сарказма вспоминает Бегемот, который устроился трудиться водителем мусоровоза в родном подмосковном городе Видное. Со стороны его новое занятие выглядело на редкость органично. На работу молодой поэт-ассенизатор приходил с зелёным ирокезом, тщательно выбритыми висками и серьгой в ухе. Его вылинявшие от кислотных дождей джинсы состояли из сплошных заплаток.

Вот оно, моё место в жизни, - печально думал Бегемот, подбирая пустые бутылки на расторгуевской свалке. Не об этом мечтал он в армии. Не к этому готовился всю сознательную жизнь, с любовью собирая фирменные пластинки. Больше всего на свете Бегемоту хотелось создать собственный панк-проект, исполняющий музыку в духе Гражданской обороны. Текстов для этого было предостаточно - очень коротких, состоящих, как правило, из одного-двух куплетов. Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом / Охуенный интерес - на машине ездить в лес... Больше слов в песне не было, поскольку Бегемот никогда не являлся поклонником эпохальных творений и крупных форм. Известный афоризм краткость - сестра таланта принадлежал, увы, не его перу, но именно Бегемот сумел спроецировать эту несомненную мудрость на благодатную рок-н-ролльную почву.

Для адекватного воплощения подобной лирики на магнитофон Бегемоту нужны были музыканты. Его пятилетний опыт игры на трубе был явно маловат, да и панк-рок с духовыми инструментами состыковывался не очень. Шо делать? И тут крупный видненский меломан вспомнил о своем друге детства по имени Карабас.

Карабас был ниже невысокого Бегемота на полголовы, носил длинную косичку и прекрасно играл на множестве инструментов. Свой талант мультиинструменталиста он планомерно губил, безуспешно пытаясь получить хоть какое-то высшее образование. Сначала - в cтоличном Институте электронного машиностроения. Затем - в станкоинструментальном. И, наконец, в ленинградском Институте киноинженеров. И только в те периоды жизни, когда студентов отправляли выполнять патриотический долг на картофельные поля, Карабас волей-неволей вспоминал про музыку.

Воспитанный на творчестве Вероники Долиной и позднего Аквариума, он прямо на борозде исполнял под акустическую гитару Аделаиду или Серебро господа моего. Юные студентки окружали Карабаса плотным кольцом, восторженно заглядывали ему в глаза и дружно просили: Боб! Спой ещё! Вот эту, про город золотой. Кличка Боб приклеилась к Карабасу намертво. Так называли его во всех учебных заведениях, которые он когда-либо посещал. При упоминании имени Гребенщикова Карабас мрачнел, прекращал ходить на лекции и целыми неделями поглощал спиртные напитки не самого лучшего качества. Опустошенные трофеи карабасовских алкогольных приключений и находил Бегемот на обширных расторгуевских помойках. Круг неумолимо замыкался. И Бегемот понял, что дальше так жить нельзя.

Стимулируя творческую активность старого друга, бывший боец Советской Армии подарил Карабасу свои армейские вирши. Хватит маяться фигней, - решительно заявил Бегемот. - Пора дышать полной грудью! Давай играть панк-рок! В отличие от Карабаса Бегемот искренне считал себя прирожденным панкером. С его точки зрения, первым хитом будущей супергруппы должен был стать вышеприведенный текст про говно. Карабас скептически ознакомился с содержанием и спустя пару дней принес мелодию, которая прямо-таки добила Бегемота своей неземной красотой. Вместо хардкоровых плясок на руинах Кремля растерявшийся Бегемот услышал лирическую пьеску, достойную лучших менуэтов эпохи Людовика XIV. Из подобного парадоксального несоответствия взглядов на жизнь и родился стиль магнитофонной легенды из города Видное с коротким и драйвовым названием "Хуй забей".

Изначальной установкой в группе была ориентация исключительно на запись магнитоальбомов. Как правило, все они длились не более получаса и состояли из трёх десятков уморительно смешных песенок и стишков. Песни были похожи на анекдоты, поэтому основной принцип "Хуй забея" звучал так: чем короче, тем лучше. Мол, длинный анекдот слушать не интересно. Повторимся, что крупные формы Бегемоту были не близки.

Бегемот твёрдо решил никогда не давать живых концертов. Не фиг нам дрыгаться перед публикой, словно какие-то клоуны, - важно заявил он Карабасу. Теперь все силы звёздного тандема были сконцентрированы исключительно на магнитофонной записи. Технически альбомы записывались за один-два дня - или на квартире у скрипача Дмитрия Морозова, или в местном Доме культуры. В видеосалоне на втором этаже видненские аборигены, затаив дыхание, смотрели новый фильм Антониони, а откуда-то снизу до их утонченного слуха доносились душераздирающие запилы и эстетически сомнительные высказывания: Вчера по радио сказали, что я совсем мудак / Вчера в газете написали, что я совсем мудак / В программе Время показали, то что я совсем мудак / Но я не поверил - я-то знаю, что это не так!

Вскоре они записали два акустических альбома - "Лирика задроченный бюстиков" и "Лирика Карабаса". Эта запись попала в руки к Алексею Заеву, который дал ей ход. Народу понравилось. Вдохновленные этим обстоятельством, Бегемот и Карабас собрали по знакомым пульт, магнитофоны, микрофоны, гитарные примочки и прочие хитрые приспособления, завалились к барабанщику Андрею Репе и втроём записали электрический вариант "Лирики задроченных бюстиков" и "Как бы изъебнуться".

Забейцы с самого начала очень серьезно подошли к своему творчеству, и хотя два первых альбома записывались на квартире, было решено создать собственный лейбл. Так возникла студия "Попа Бегемота Рекордз". В конце 1989 года группа перебирается в Дом культуры Московского газового завода и записывает там три альбома: "Хуямбрь подкрался" (1989), "Не зассал" (1990) и «Наебенился» (1990).

...Альбом "Не зассал" числится четвёртым в героической дискографии группы "Хуй забей". Звук на нём выстраивал задумчивый флегматичный человек по имени Афанас. Карабас играл на гитаре и пел, а Бегемот время от времени разражался речитативами и с выражением декламировал стихи. Свободное цитирование этих опусов вызывает определенные затруднения.

Помимо идеологов группы в записи принимали участие барабанщики Андрей Репа и Найк Борзов, профессиональный гитарист Алексей Медведев и простой сельский парубок Никола на басу. Признаемся честно - с таким мощным составом приглашенных музыкантов композитор Карабас не испытывал никаких ограничений в своих стилистических выкрутасах. Он смело перемешивал хардкор, реггей, сиртаки, блюзы и, конечно же, шустрые заводные рок-н-роллы - то припанкованные (Мудак), то веселые в стиле Лаэртского Акула), то грязные в духе ДК (Буфетчица). Всё это записывалось живьём без всяких наложений, причём мощное звучание ритм-секции превращало сессию из обыденного домашнего музицирования в громкий и жёсткий гаражный рок.

Отличительной чертой альбома стала зрелая музыкальная реализация добродушно-циничных бегемотовских идей. Под звуки исполняемой на скрипке гаммы будущая звезда поп-фолка Вика Морозова неописуемо трогательно жалуется на свою неизлечимую болезнь под названием ментофилия: Каждую ночь я набираю 02 / Чтобы услышать голос живого мента / Я от этой забавы ужасно торчу / Мент чего-то кричит, а я в трубку молчу. Нельзя сказать, что, свободно используя ненормативную лексику, группа сделала ставку исключительно на эпатаж. Просто они нашли свою нишу, в которой мат стал антитезой мёртвому языку официальной эстрады, ежедневно звучавшей с экрана телевизора. Карабас и Бегемот насыщали свои творения лошадиными дозами ругательств, доведя идею внедрения уличного сленга в рок-н-ролл до самого максимума. "Хуй забей" превратил инвективно-отвязную лексику российских просторов в рок-поэтику, развивающую традиции русской срамной лирики, имеющие глубоко народные корни и подхваченные, к примеру, в XVIII веке Барковым, в XIX веке Афанасьевым (Русские заветные сказки), в двадцатом - Александром Лаэртским...

Богатый на выдумки Бегемот нарекал готовые альбомы патологически нецензурными названиями. Кассеты сопровождались сельскохозяйственными комиксами Карабаса, а также фирменным графическим знаком "Popa Begemota Records". В порядке лёгкой интеллектуальной разминки можно попробовать догадаться, что именно было изображено на этой торговой марке. Не рекомендуется прослушивать детям и людям без чувства юмора - гласила надпись на компакт-диске "Не зассал", выпущенном через шесть лет.

С этого времени, благодаря альбому «Не зассал», который изобилует такими хитами, как «Не зассал», «Таллалихин», «Бляха», группа получает широкую известность, а непосредственно альбом попадает в энциклопедию «100 магнитоальбомов советского рока». Немногим позже в альбоме «Наебенился» звучит песня «Подмога», которая и по сей день является визитной карточкой группы. Впоследствии песню «Подмога» перепел Борис Гребенщиков со своей группой «Аквариум».

Начиная с альбома «За всю хуйню» (1991), группа пишется на профессиональных студиях, неуклонно совершенствуя своё мастерство. В середине 90-х чуть ли не все участники проекта ударились в выпуск сольных альбомов - от мелодичных поп-хитов (Найк Борзов) до беспросветно-тоскливых девичьих песен в исполнении Вики Морозовой. Параллельно в студии "Popa Begemota Records" были записаны (или спродюсированы) десятки андеграундных альбомов - Ника Рок-н-Ролла, Натальи Медведевой, тюменской группы "Цикаба", Натальи Марковой, Алексея Заева и других.

В 1993 году Бегемот меняет в своём имени мажорные «е» на минорные «и» и записывает очень грустный альбом "Радость дарить".

Пик популярности настигает группу в 1996 году, когда издается снятый режиссером Максимом Свиридовым 30-минутный пластилиновый мультфильм-концерт «Ебенефис». На съемку мультфильма было потрачено полтора года. Прозвучавшие в мультфильме песни «На мине» и «Велика старуха Русь» вскоре приобретают статус народных.

В 1997 году на CD переиздаются 11 альбомов группы 89-95 годов, первыми обладателями экземпляров которых становятся Илья Лагутенко (гр. Мумий Тролль), Егор Летов (гр. Гражданская Оборона) и Борис Гребенщиков (гр. Аквариум).

В 2004 году основатель пивоварен «Тинькофф» - Олег Тиньков - устроил тур группы по России с презентацией альбома «Не ради славы», под эгидой марки частных пивоварен «Тинькофф». На главном концерте тура - в Москве, в качестве конферансье выступил Роман Трахтенберг. Первая копия CD «Не ради славы» была продана на этом же концерте за 20 000 рублей. Сам Тиньков в альбоме также исполнил несколько песен. Впоследствии видеофильм о прошедшем туре был выпущен на DVD под названием «Не ради славы». В 2005 году на DVD был также издан мультфильм «Ебенефис».

В 2011 году от рака умер один из основателей группы - Алексей Заев. В 2012 году группа, совместно с коллективами «Агата Кристи», «Наив» и «Король и шут» приняла участие в концерте, посвященном 20-летию группы «Сектор Газа», исполнив песни «Возле дома твоего» и «ГАИ».

В октябрь 2005 года группа приступила к записи нового, юбилейного, пятнадцатого по счёту альбома, и в апреле 2006 года этот альбом выходит, под названием "Была бы жизнь". Концерт-презентация нового альбома прошла в клубе "IKRA". В программе приняли участие Найк Борзов, Марья Искусница, Анатолий Теренжев и другие.

В декабре 2008 года выходит альбом "Кончились люди".

Весной 2012 года выходит в свет студийный альбом «Вскрытие покажет». К созданию пластинки были привлечены многочисленные друзья Карабаса и Бегемота, среди которых Марина Хлебникова, Алексей Глызин, Инна Цехановская и другие известные российские музыкальные деятели. Сама же группа на этом альбоме в очередной раз продемонстрировала отличную поэтическую и музыкальную форму.

В начале 2014 года группа представила сразу два новых студийных альбома. Пластинки под названием «Баба рулит» и «Баба хочет» были официально опубликованы как в цифровом виде, так и на физических носителях. Трек-лист обеих новых работ группы «ХЗ» составили шестьдесят композиций. Материал разделён поровну, благодаря чему на каждом диске представлено по тридцать песен. Как водится, в записи пластинок принимали участие многие известные в большей или меньшей степени представители музыкального мира, среди которых Марья Искусница, Алексей Глызин, Мила Ягудина и многие другие.

В августе 2014 года состоялся релиз нового альбома группы «ХЗ». Выход пластинки, которая получила название «Переспели», приурочен к 25-летию коллектива, которое музыканты отметили в конце июля. Новый альбом можно назвать своеобразным сборником лучших песен группы «ХЗ». О планах выпустить такую пластинку музыканты оповестили своих поклонников ещё в апреле. Тогда им было предложено принять участие в формировании трек-листа сборника, назвав песни, которые хотелось бы услышать в современных аранжировках, из написанных в период с 1989 по 1997 гг. В ходе работы над сборником все песни были переаранжированы и получили новое звучание.