ГРУППА «СЕКТОР ГАЗА»

«Сектор Газа» - рок-группа, основанная 5 декабря 1987 года в Воронеже музыкантом, вокалистом и автором песен Юрием Клинских, более известным под псевдонимом Хой. 9 июня 1988 года состоялось первое выступление группы в «электрическом» составе в местном рок-клубе при ТЭЦ. На нём группа получила приз зрительских симпатий. Однако традиционно датой основания группы считается 5 декабря 1987 года, когда состоялось первое сольное выступление Юрия Клинских с репертуаром («Колхозный панк», «Утопленник», «Пасха») будущего «Сектор Газа» в Воронежском рок-клубе.

Название группы произошло от индустриального Левобережного района Воронежа, который в народе в шутку назвали «Сектором Газа» из-за обилия дымящих заводов. В этом районе и проживал Юрий Клинских, а также находился Воронежский рок-клуб. Название «Сектор Газа» также было навеяно и популярностью одноимённого палестинского региона, ставшего «горячей точкой» и частым сюжетом советских СМИ той эпохи. С первого взгляда может показаться, что это название для группы выбрано сразу, но это не совсем так. Юрий Клинских выбрал его среди десятка других предложенных названий.

Псевдоним Юрий Хой (или просто «Хой») появился совершенно случайно. Выступая на сцене рок-клуба или находясь там в качестве зрителя, Юрий часто произносил известный среди панков клич. Позднее, когда городская популярность «Сектора Газа» набрала обороты, в квартиру Юрия часто стали названивать незнакомые люди, которые спрашивали Юрия Хоя.

Первое время «Сектор Газа» состоял фактически из одного Клинских, который иногда выступал с бас-гитаристом другой воронежской группы «Декрет о мире» Михаилом Финком. Первый постоянный состав сформировался в июне 1988 года, когда к Юрию Клинских примыкают барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. В качестве гитариста к группе также присоединяется Сергей Тупикин. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его «звездой». В 1989 году группа записывает магнитоальбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменяет Игорь Кущев.

В 1990 году группа записывает в профессиональной воронежской студии «Black Box» альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые впоследствии быстро распространились по стране. Для того, чтобы арендовать студию, Юрию пришлось продать собственный мотоцикл «Ява».

Песни Юры Хоя, представляющие собой стилизованные описания жизни социальных низов и русской провинции, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долгое время не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники её были малоизвестны.

В 1991 году группа получает возможность записать альбом «Ночь перед Рождеством» в Москве на студии «Мир». Под своё крыло группу берёт продюсер Фидель Симонов. Вскоре у группы начинаются активные гастроли. Незадолго до этого коллектив покинул Олег Крючков, которого сменил Александр Якушев, помогавший группе ранее, подменяя Крючкова на концертах. Сразу после записи альбома «Ночь перед Рождеством» из группы был уволен бас-гитарист Семён Титиевский, а на его место был приглашён уже известный Сергей Тупикин. Также летом из-за творческих разногласий группу покидает Игорь Кущев, на место которого в концертный состав приглашается московский гитарист Владимир Лобанов (экс-«Легион»). Место клавишника занимает Алексей Ушаков, который как и Александр Якушев работал с группой сессионно с 1989 года.

В этом же году на группу выходит «Gala Records», первая частная звукозаписывающая компания в Советском Союзе. На студии «Gala Records» в августе 1991 года перезаписывается альбом «Колхозный панк», который издаётся в том числе и на виниле (на фирме грамзаписи «Мелодия» тиражом 100 000 экз. и без песни «Вальпургиева ночь»). К записи данного альбома впервые был привлечён сессионный гитарист Игорь Жирнов, впоследствии участвовавший в записи всех остальных альбомов. Снятый в 1992 году на заглавную песню с альбома клип («Колхозный панк»), показанный по ЦТ (в программе «50х50»), делает группу известной на всю страну. В 1994 году все альбомы группы, существующие на тот момент, переиздаются «Gala Records» на CD (диски печатались в Австрии).

В 1992 году Сектор Газа выпускает шестой студийный альбом «Гуляй, мужик!». Параллельно выходу альбома идёт жёсткий гастрольный тур. Группа отыгрывает более 100 концертов за год.

В 1993 году выходит альбом «Нажми на газ». Летом этого же года концертный состав группы покидают сначала Владимир Лобанов, а затем и Сергей Тупикин. На место гитариста приходит Вадим Глухов. Место бас-гитариста в группе так никем и не было занято, а партии бас-гитары были записаны в секвенсор с помощью синтезатора. Через год концертный состав группы пополняет второй гитарист Василий Черных. С его приходом звук на концертах группы стал «плотнее».

В 1994 году группа выпускает альбом «Танцы после порева» и одновременно издаёт панк-оперу «Кащей Бессмертный». Этот альбом был записан по мотиву русской народной сказки об Иване-Царевиче и Василисе Прекрасной с использованием песен, написанных на мотив музыки песен групп «AC/DC», «Ace of Base», «Red Hot Chili Peppers», «Queen» и других. Съёмки видеоверсии сказки были начаты спустя два года, однако по финансовым причинам так и не были закончены. И, тем не менее, летом 2000 года планировалось доснять сказку, но реализовать до конца эту идею, к сожалению, не удалось.

Летом 1995 года группа с успехом выступает на седьмом по счёту фестивале «Rock Summer» в Таллине. В конце года группу покидает клавишник Алексей Ушаков, которого сменяет Игорь Аникеев. Но в дальшнейшем Ушаков иногда всё-таки подменял Аникеева на концертах.

Начиная с 1996 года Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными и очищаются от мата. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», ставший впоследствии впервые коммерчески успешным за всю историю группы. Песни с альбома «30 лет», «Life», «Твой звонок», «Туман» становятся хитами, а клип на последнюю песню попадает в ротацию многих российских телеканалов. Несмотря на всё это, у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор» продолжает ассоциироваться с похабными песнями.

В 1997 году группа выпускает альбом «Наркологический университет миллионов», в котором слегка вернулась к стёбу и бытовым темам, однако нецензурных выражений было очень мало. Главным хитом альбома стала песня, которая продолжила «военную тематику» группы - «Пора домой», ставшая впоследствии «народной». С этой песней группа выступила на таких больших мероприятиях, как фестиваль «Звуковая дорожка» в «Лужниках» (1998 год) и сборный концерт на Красной площади, приуроченный ко Дню победы (1999 год).

Августовский кризис 1998 года серьёзно ударил по коллективу. Хой сокращает состав группы до гитариста и клавишника, а записанный летом 1998 года сборник ремиксов «Extasy» был выпущен только через год, в ноябре 1999-го. Последний же альбом «Восставший из Ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинских, который скончался 4 июля 2000 года от сердечного приступа.

25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве, на малой спортивной арене в «Лужниках», в рамках концерта «Звуковая дорожка» на празднике газеты «Московский комсомолец». Он выходит один, так же как и в самом начале карьеры, начинает петь «Демобилизацию», после первого куплета фонограмма неожиданно обрывается, после второй попытки происходит то же самое, Юрий так и не смог закончить выступление. Это по сути было прощание со сценой, спустя десять дней Юрия Клинских не стало.