ГРУППА «СПЛИН»

В 1986 году Александр Васильев, учась в Ленинградском Институте Авиационного Приборостроения, познакомился с Александром Морозовым (по прозвищу Моррис), играющим на бас-гитаре. Позже Васильев вспоминал: «Всё произошло спонтанно: один приятель позвал меня на репетицию в группу, где играл наш нынешний басист Саша Морозов. Там мы и познакомились. Мы не пропускали ни одного рокового концерта, все это безумно заряжало, и хотелось сделать что-то в этом роде. Нам было по 16—17 лет, когда мы собрали первую группу». Именно этот музыкальный дуэт (школьно-институтскую группу), под названием «Митра», стал прообразом группы «Сплин».

Первые песни Васильева были записаны в домашних условиях, на квартире Морозова, у которого находился магнитофон «Рекорд» и микрофон. В составе коллектива «Митра» впоследствии было ещё несколько человек, в том числе Олег Куваев (будущий создатель мультипликационного Flash-сериала «Масяня») и будущая жена Васильева — Александра. «Митра» пыталась вступить в Ленинградский рок-клуб, но не прошла прослушивание у Анатолия Гуницкого.

В 1988 году, проучившись в ЛИАПе два года, Васильев ушёл служить в армию, где служил писарем в стройбате. Там он начинал писать песни, часть которых впоследствии попала на альбом «Пыльная быль». После демобилизации, в 1992 году, с помощью Олега Куваева он устроился на место монтировщика сцены в Ленинградском академическом театре комедии, а после поступил в Театральный институт, на отделение экономики. Учёбу он совмещал с работой монтировщика сцены, ночного сторожа и работой на кондитерской фабрике. В 1993 году он встретился с Морозовым, и они устроились работать в театр «Буфф», где познакомились с клавишником Николаем Ростовским. Весной 1994 года они увольняются.

Музыканты зарабатывали средства на запись дебютного альбома разными способами. В поисках заработка они даже снялись в рекламе: «А случилось это так: в 1994-м году, когда денег на существование не было вообще, фирма „Союз — контракт“ предложила мне напеть рекламный ролик, на мотив „Who is developed“ Пола Маккартни. У меня не получилось, спел Стас, наш гитарист. Это была реклама „Херши-колы“» — вспоминал Васильев эту подработку. Сам альбом «Пыльная быль» был записан в звуковой студии театра «Буфф» с помощью сессионных музыкантов. Одна из песен альбома, «Под сурдинку» (стихотворение, написанное Сашей Чёрным), дала название группе.

27 мая 1994 года будущий состав группы собрался в ресторане, чтобы отметить окончание процесса записи альбома, где они и познакомились с гитаристом Стасом Березовским. Именно эта дата стала считаться днем рождения группы «Сплин». Впоследствии в состав группы был включен и барабанщик Николай Лысов. Альбом оказался популярным и разошёлся по Санкт-Петербургу тиражом около 10 тысяч аудиокассет, а две песни с альбома («Жертва талого льда» и «Сказка») попали в эфиры радиостанций Петербурга. Впоследствии альбом переиздавался дважды на компакт-дисках различными лейблами (1997 — Sound Product, 2002 — Мистерия звука). Первое официальное появление группы на публике произошло в 1994 году в рок-клубе «Засада».

В 1995 году Васильев с группой записывает Demo альбома «Коллекционер оружия» в Питере. Первый вариант сильно отличался от «Коллекционера», выпущенного в 1996 году. На первом варианте была песня «Самолёт», а также тем что на первом варианте было 8 песен, а не 10 в отличие от варианта вышедшего в 1996 году. В том же году Александр Васильев приезжает в Москву с клипом «Будь моей тенью» и с кассетами Demo-записи «Коллекционера». С клипом он приехал в Останкино, решив попробовать свой клип и через несколько дней клип уже «крутился» на ОРТ в музыкальной программе, которую вёл Дмитрий Дибров. С этого клипа группа приобрела новых слушателей группы, а в сентябре 1995 года Васильев в прямом эфире «Радио 1» представил песни из тогда ещё не вышедшего альбома «Коллекционер оружия», а 5 декабря 1995 на том же радио группа представила слушателям песни из альбомов «Пыльная быль» и «Коллекционера оружия».

В апреле 1997 года выходит альбом «Фонарь под глазом». Презентация альбома прошла 1 мая в ДК Ленсовета при полном аншлаге. Группа быстро набирает популярность, её песни начинают транслировать на радиостанциях, также группе предлагают выступить на втором рок-фестивале «Максидром». Тогда же был отыгран первый концерт во Дворце спорта «Юбилейный» (Санкт-Петербург), признанный всеми провальным. Однако следующий концерт, сыгранный в Лужниках, закончился полным фурором. Летом 1997 года группа приобрела нового продюсера Александра Пономарёва. На концертах осенью 1997 года Александр Васильев играет с Яном Николенко, хотя в то время он в группе не был.

В начале 1998 года в группу официально приходит Ян Николенко. Недавно созданный лейбл «ОРТ Рекордз» заключает контракт с перспективной группой на издание четвёртого альбома, вышедшего в 1998 году под названием «Гранатовый альбом», после которого группа становится по-настоящему знаменитой. В августе того же года «Сплин» выступает на разогреве у «The Rolling Stones». Осенью 1998 года в группу приходят «ранний» музыкант Яник Николенко и новый барабанщик Сергей Наветный.

Солист и лидер группы продолжает экспериментировать со стилем, звучанием и текстом песен. Результатом этих экспериментов стал альбом «Альтависта», включающий в себя несколько самых неожиданных, пропитанных наркотическим и экспериментальным духом, песен Васильева. После некоторого затишья 25 марта 2001 года выходит альбом «25-й кадр», записанный и сведенный на студии Андрея Бочко звукорежиссёром Сергеем Большаковым, после чего группа вместе с «БИ-2» организует совместный тур «Fellini», который прошёл по 22 городам России и зарубежья.

В феврале 2002 года выходит двойной диск «Акустика» — запись акустического концерта, сыгранного в Театре имени Станиславского. В сентябре 2002 года выходит первый сингл «Гандбол» (на котором, помимо одноимённой песни, присутствовали песня «Северо-Запад», видеоклип «Пластмассовая жизнь» и flash-ролик «спЛин feat Масяня», нарисованный Олегом Куваевым). «Закрывает» 2002 год в истории группы ещё не вышедшая песня «Новые люди», которая открыла новогодний эфир «Нашего радио».

14 февраля 2003 года (в День Всех Влюбленных) выходит альбом «Новые люди», который был записан на студии МГСУ. В этот же день «Сплины» дают концерт в «Горбушке», а 15 февраля группа отправляется в тур с одноименным названием. Как оценивает Васильев альбом нечто среднее между «Альтавистой» (из альбома взята психоделика) и «25-м кадром» (из альбома взяты звуки жёстких гитар). Альбом закрывает ранее вышедшая песня «Альтависта», но с «другой точки зрения».

После всех альбомов к 10-летию группы в апреле 2004 года неожиданно для фанатов выходит сольный альбом Александра Васильева «Черновики», в котором были собраны песни, написанные Александром в период с 1988 по 2003 год.

18 мая 2004 года выходит второй сингл «Романс». На нём представлена заглавная песня в трёх вариантах, а также инструментальная композиция «Шаги». Кроме того, «Романс» вышел в новом формате — на трёхдюймовом компакт-диске. 17 ноября 2004 года выходит альбом «Реверсивная хроника событий» (рабочее название у альбома было — «Реверсивная хроника человечества») предлагающий слушателям помимо хитов («Мы сидели и курили», «Урок географии» и «Романс») неожиданные экспериментальные инструментальные треки, жёсткие рок-баллады и мягкие гитарные композиции. Через несколько месяцев после записи альбома от усталости из группы уходит барабанщик Сергей Наветный. На его место берут Алексея Мещерякова.

17 октября 2005 года группа приступила к записи очередного девятого номерного альбома, прерываемой гастролями по Северной Америке в Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне. 2 апреля 2006 года группа участвует в фестивале «Премия Fuzz» на большой арене Санкт-Петербургского дворца спорта «Юбилейный». К удивлению публики и музыкальных критиков, сыграны всего 4 песни, причём абсолютно новые и незнакомые большинству зрителей. На выступлении отсутствует гитарист группы Стас Березовский. Вместо него выступают два музыканта — бывший гитарист группы «Эдипов комплекс» (группа флейтиста Яна Николенко), Владимир Коляда и «боевой товарищ прошлых лет» Алексея Мещерякова, Иннокентий Агафонов. Позднее на официальном сайте появляется сообщение об уходе из группы флейтиста Яна Николенко и одного из двух новых гитаристов — Владимира Коляды. Кроме сообщения на сайте, никаких комментариев со стороны группы не поступает. Несмотря на кардинальные перемены состава, группа продолжает записывать новый альбом. В июне 2006 года из группы уходит второй новый гитарист Иннокентий Агафонов. Никаких комментариев со стороны Александра Васильева по-прежнему не поступает. На фестивале «Нашествие» группа играет вчетвером.

5 января 2007 года группа на официальном сайте объявляет о смене состава. В группу пришёл новый басист Дмитрий Кунин, в прошлом игравший в одном коллективе с барабанщиком Алексеем Мещеряковым. Из-за смены состава Вадим Сергеев вернулся к игре на электрогитаре.

7 февраля 2007 года вышел очередной альбом «Раздвоение личности». Материал был записан и сведен на обновленной студии Большакова, с которой группа сотрудничала последние 4 альбома. Несмотря на то, что в альбоме достаточно большое число песен — их 17, во время студийных сессий записаны для этого альбома были как минимум 19 треков. Две песни «3007» и «Ковчег» не вошли в пластинку. Песня «З007» с осени 2005 года игралась почти на каждом концерте группы, даже «открывала» некоторые концерты, и воспринималась поклонниками, как одна из «центровых» песен будущего альбома. Тем не менее, в пресс-релизе альбома, опубликованном в конце декабря 2006 года, Васильев заявил, что „3007-й“ отлично звучит на концертах, но в записи эта песня много теряет, поэтому мы пока отложили её». Песня «Ковчег» не попадает на пластинку, так как несколько «сыровата» по мнению самих музыкантов группы.

2009 год группа посвящает записи нового студийного альбома и гастролям по России и странам СНГ. Первым свидетельством о работе стало стихотворение Васильева «Катится камень», которое позже было преобразовано группой в песню. Первым синглом альбома стала песня «Больше никакого рок’н’ролла». Новый альбом «Сигнал из космоса» вышел 22 сентября 2009. В альбом вошли новые песни, сочиненные за предыдущие два с половиной года. При этом записан он был всего за 10 дней, ещё 10 дней потребовалось на его сведение. Пластинка была записана на известной питерской студии «Добролет», где звукорежиссёром выступил А. Алякринский. Первоначально, по предложению группы «Аквариум», альбом сводился в Лондоне на Livingston Studios. Однако после начала работы музыканты решили, что звучание сведенных песен их не устраивает, и перенесли сведение в Санкт-Петербург.

27 мая 2010 года на официальном сайте группы, в день 50-летия со дня рождения Александра Башлачёва, появляется сообщение о том, что группа, возможно, примет участие в записи трибьюта на песни музыканта. В первые месяцы лета на студии была записана песня «Петербургская свадьба» на слова Башлачёва, 30 июля 2010 года она была впервые исполнена на концерте в московском клубе «B1 Maximum».

Лето 2011 года группа потратила на запись демоверсий песен для новой пластинки, к студийной записи которой приступила осенью того же года. 2 октября, на концерте в Ростове-на-Дону, Александр Васильев зачитал новое стихотворение «Мы пилим бюджет», текст которого появился на следующий день на сайте группы.

Начало весны ознаменовалось премьерой песни «Ковш», состоявшейся 2 марта в московском клубе «Б2», а также съемками клипа на песню «Страшная тайна», ставшую вторым синглом с нового альбома и отправленную на радио 30 марта. Премьера же клипа, съемки которого осуществляла студия «..другие..», произошла 6 апреля.

Альбом под названием "Обман зрения" вышел 8 октября 2012 года.