АЛЕКСАНДР Ф. СКЛЯР И ГРУППА «ВА-БАНКЪ»

Московская группа "Ва-Банкъ" была создана бывшим дипломатом Александром Феликсовичем Скляром 4 марта 1986 г., в тот день, когда родился его сын Пётр.

Первый состав просуществовал до мая 1986 г., успев сыграть 4 концерта (первый концерт со «Звуками Му» - оглушительный провал!) и записать магнитоальбом «Рок, коты и мы», после чего музыкантов, Андрея Сурмачева (бас) и Константина Шишкина (барабаны), забрали на службу в Советскую Армию. Всё дальнейшее пребывание в Курчатнике Скляр активно занимался организацией рок-концертов, на которых выступали практически все значимые на тот момент группы обеих столиц («Звуки Му», «Бригада С», «Кино», «Алиса», «Браво», «Центр» и проч.).

Классический состав группы «Ва-Банкъ» сформировался в июне 1986 г.: А.Ф. Скляр (вокал, гитара), Игорь «Егор» Никонов (гитара, вокал), Алексей Никитин (бас, вокал), Александр Маликов (ударные), Роберт «Дед» Редникин (звук) и Дядя Вова Родзянко (жизнь). Никонов прежде выступал с московской группой «Кабинет», Маликов — с «Проспектом», «Оптимальным вариантом», «Кабинетом», Никитин — с «Депо».

«Ва-Банкъ» стал группой московской Рок-Лаборатории, в 1987 участвовал в «Рок-панораме». На пластинке, посвященной фестивалю, записана песня «Максималист».

За первые 10 лет существования группа не меняла своего состава. В 1987 году с лёгкой руки А. К. Троицкого «Ва-Банкъ» оказался первой в СССР непрофессиональной группой, сумевшей выехать за рубеж на фестиваль «Роб Реггей» в Варшаве. Они первыми в истории отечественной рок-музыки записали и выпустили в 1988 г. за рубежом свой первый профессиональный альбом «VA-BANK» в Финляндии на фирме «Polarvox». Эта работа была записана за 7 дней на финском отделении студии EMI после первого в их жизни 12-концертного клубного тура по Финляндии.
За время своего существования группа экспериментировала в различных музыкальных стилях. "Ранний" "Ва-Банк" отличался агрессивным, тяжелым, иногда с элементами панка, хотя и пропитанным безудержным весельем и молодецкой удалью стилем. Классическими произведениями этого этапа стали хиты, в дальнейшем записанные на альбомах "Tak Nado!!" (1994г.), "Жизнь на колесах" (1989г.), как "Кислое вино", "На даче", "Жизнь на колесах", "Кудрявая", "Девочка" и многие другие. Следует упомянуть об участии Михаила Кассирова (гитара) в работе коллектива с сентября 1991г. по декабрь 1994г. и Андрея Сурмачева (тромбон, клавиши) в записи альбома "Выпей за меня" в 1991г.

За следующие несколько лет «Ва-Банкъ» объездили с концертами практически всю Европу и Россию, сыграли на множестве фестивалей и записали несколько альбомов, в том числе, первый в России полностью акустический альбом «На кухне», положив начало традиции, которая на MTV получила название «Unplugged».

Начиная с альбома "На кухне" (1992г.) и продолжив эти творческие изыскания на альбоме "Живи, живое" (1995г.), "Ва-Банкъ" весьма удачно попробовал свои силы в "акустическом" направлении. Песни этого периода получились весьма оригинальными, мелодичными и необычайно красивыми, исполненными в духе московского городского фольклора. Именно к этому периоду относятся такие бессмертные творения как "Эльдорадо" (автор - Е.Головин), "Пьяная песня", "Кухня", "Черное знамя", "Досуги-буги" (П.Мамонов) и т.д.

В 1997 году с альбомом "Домой!!" группа вступила в принципиально новую для себя стадию. Во-первых, существенно изменился состав группы. Группу покинули заслуженные ветераны Алексей Никитин и Александр Маликов, а их места заняли не менее именитые и известные музыканты Алик Исмагилов (с января 1995г. гитара, вокал) и Андрей Белизов (с октября 1996г.), несомненно знакомые знатокам музыки по группе "PoGo". Во-вторых, группа апробировала для себя принципиально новую схему написания песен. Если раньше каждый из музыкантов приносил какие-то заготовки, которые потом дорабатывались совместными усилиями, то альбом "Домой!!" сочинялся всеми вместе в специально арендованном для этих целей загородном доме, начисто оторванном от цивилизации. В результате получились произведения, которые с полным на то правом можно назвать плодом поистине коллективного творчества, продуктом совместных творческих переживаний всех музыкантов группы. Альбом получился очень зрелым и взрослым, в нем чувствуется накопленный за одиннадцать лет музыкальный и жизненный опыт членов коллектива. Он объединяет в себе многие стили, в которых "Ва-Банкъ" экспериментировал ранее (сюда вошли и жесткие "электрические" вещи, и мягкие "акустические", и "полуакустические" вещи), однако симбиоз получился настолько органичным, что альбом слушается на одном дыхании, жесткие вещи плавно и естественно переходят в мягкие и наоборот.

Очередным большим экспериментом группы стало создание нового альбома, написанного по мотивам специально для этого написанного рассказа "Нижняя Тундра". Автор рассказа - Виктор Пелевин. Альбом не стал прямой музыкальной иллюстрацией рассказа, а стал именно тем, что называется "по мотивам". Альбом получил название (естественно!!) "Нижняя Тундра" (1999г.). На творчестве группы не могли не сказаться веяния времени - в основу музыкальной части альбома было положено гораздо больше электронных спецэффектов, чем группа позволяла себе раньше. Для создания основной части электронной подкладки были приглашены Павел Овчаров, в последствии ставший звукорежисером коллектива, Филипп (Македонский) Баранов, великолепный программист и клавишник и талантливый музыкант-аранжировщик Олег Литвишко.

В 2001 году к 15-летию группы "Ва-Банкъ" был записан альбом «Босиком на Луне». На гитаре к тому времени играл Дэн Бурим, клавиши - постоянный участник сольных проектов Скляра Александр Белоносов. После ухода Дэна в 2003 г. его место в группе занял Сергей Левитин, и группа снова вернулась к гитарному составу (А. Белоносов остался в сольниках Скляра до 2006 г., когда он его покинул, чтобы создать свой собственный проект «Время Альбиносов»). В этом составе группа выпустила в 2005 г. «Игроки и Шпионы», сделала полноценную акустическую программу, пригласив в неё дополнительно Александра Бялого (духовые) и Влада Волкова (перкуссия). Эта программа была записана на концерте во МХАТе в марте 2006 г. и вышла в виде двойного концертного СD и DVD под названием «20-я зима без электричества».

Работу в "Ва-Банкъ" Александр Ф. совмещал с выпуском сольных альбомов и прочей творческой активностью. Так, он долгое время возглавлял движение «Учитесь плавать», пропагандирующее здоровый образ жизни и альтернативную музыку. Фестивали «Учитесь плавать» во многом сформировали альтернативную сцену страны; "Ва-Банкъ" не отставал – в те годы его творчество звучало довольно жестко и радикально.

Сольное творчество «плаврука» Скляра отстояло далеко от идей возглавляемого им течения. Ещё в 1998 году он выпустил альбом «По направлению к танго», в котором представил свои эксперименты в этом практически противоположном рок-музыке жанре. Еще раньше, в 1995-м, Александр Скляр совместно с Гариком Сукачевым выпустил диск «Боцман и Бродяга» в стиле дворового шансона. В 2000 году лидер «Ва-Банка» примерил на себя творчество Александра Вертинского, создав вместе с Ириной Богушевской сборник «Бразильский крейсер». Тема Вертинского продолжилась в 2005-м на совместном проекте с Глебом Самойловым «Прощальный ужин Ракель Меллер».

Кроме того, в 2000-х годах Скляр начал объединять свои сольные работы в серию «Библиотека путешествий»: это были экскурсы в разные жанры и настроения. Вышли альбомы «Ведьмы и стервы» (2002), «Дендидиана» (2004), «Город Х» (2007), «Песни моряков. Часть 1» (2008). Как правило, штатные музыканты «Ва-Банка» в подготовке этих дисков участия не принимали. «Не хочу заставлять своих дядек играть экспериментальную музыку, которая им не свойственна», – объяснял Скляр.

Александр Ф. Скляр объявил о роспуске группы в июне 2008 года на ток-шоу «Только ночью» (ТВЦ). Он добавил, что теперь все, что он делает, будет выходить под его именем, а права на название "Ва-Банкъ" остаются за ним. В 2009 году Скляр так прокомментировал причины распада группы: «Я не разогнал группу "Ва-Банкъ". Я просто спокойно закончил этот проект. Закончил очень деликатно - ни с кем из музыкантов я по этому поводу не ссорился. Мне надоело разрываться между тем, что называлось группой "Ва-Банкъ" и тем, что называлось "Сольный Александр Ф. Скляр". Я решил это всё объединить под одной шапкой, потому что все это так или иначе я - это мои разные ипостаси, - сказал музыкант. - Если раньше человек шёл на "Ва-Банкъ", он предполагал, что он услышит что-то такое, если он шёл на "Скляра", он предполагал, что он услышит нечто другое. Теперь он не будет ничего предполагать, потому что он просто пойдет на сольного Скляра. А что он ему сыграет, будет зависеть от того, что сольный Скляр решит в гримерке за пять минут до выхода на сцену».

В итоге в 2010 году проект «Ва-БанкЪ» был официально закрыт, и «Песни моряков. Часть 2» вышли уже не как сольный проект лидера известной группы, а просто как альбом сольного исполнителя. Теперь Скляр ни в одной из своих ипостасей не имеет ничего общего с тяжелой или альтернативной музыкой, а развивает «шансонно-романсовое» направление.

В 2011 году вышел его очередной альбом «Вася-Совесть» едва ли не самый адекватный альбом в дискографии Скляра – как сольной, так и групповой. Аранжировки тут наконец-то полностью соответствуют неброскому композиторскому таланту музыканта и его убедительным интонациям. Кроме того, в новом альбоме Александр Ф. не очень увлекается героико-романтической тематикой, характерной для его сольных пластинок. Резвые "Команданте Че" и морячок "Костя Шум-и-Гам", конечно, присутствуют в списке заглавных персонажей песен, однако не они здесь главные герои. Самый главный указан в заголовке пластинки. Вася-Совесть впервые появлялся у Скляра на альбоме «Нижняя тундра», записанном по мотивам рассказа Виктора Пелевина. Затем Вася стал героем еще пары песен и теперь удостоился пронзительного жизнеописания «А зори здесь тихие». Эта фраза в великолепном припеве рифмуется со строчкой «а зоны здесь дикие», а композиция оказалась мастерским десантом Александра Ф. Скляра на территорию русской тюремной песни.

В 2012 году к 120-летнему юбилею Александра Вертинского Александр Ф. Скляр выпустил сольный альбом «Русское солнце» с песнями Вертинского, записанный при участии концерна «Союз». Интересоваться творчеством Вертинского Скляр начал довольно давно с подачи своего друга и учителя Евгения Головина, примерно в 1998 году он впервые приступил к исполнению его песен, постепенно осваивая репертуар. «Вертинский сильно на меня повлиял. После того как я его стал профессионально перепевать, эта стихия стала невольно захватывать меня как самостоятельно действующего артиста, проецирующего некоторые воображаемые моменты его творчества на себя». Запись проходила в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, помимо пятнадцати песен в трек-лист диска вошли также два стихотворения, прочитанные Анастасией Вертинской. Презентация альбома состоялась 5 ноября на сцене Московского международного Дома музыки, в этот же день состоялся официальный релиз альбома.

В 2013 году в честь 55-летия А. Ф. Скляра была выпущена пластинка «Слово и дело. Любимые песни Васи-Совесть» - это студийный альбом представляет собой сборник «вещей, которые любит слушать Вася-Совесть, которые живут с ним на протяжении всего пути». Основу альбому послужили старые песни с новой аранжировкой. Также присутствуют 3 новые композиции.

В марте 2014 года Александр Ф. Скляр выступал в благотворительном концерте в Севастополе в поддержку референдума о статусе Крыма в рамках акции «Солдатское сердце».