МАЙК НАУМЕНКО И ГРУППА «ЗООПАРК»

Майк (Михаил) Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное - она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.

Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень хорошо и вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не выявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки.

После школы Майк поступил в инженерно - строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции, безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года. К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.

Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцателетию, т.е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

Рок-музыкой Майк Науменко стал интересоваться будучи школьником, приблизительно в 1970 году. Но если все тогда поголовно слушали "The Beatles", Майк предпочитал слушать ритм-энд-блюз группы "Rolling Stones", а также фолк-рок Боба Дилан и Марка Болана, музыку Jefferson Airplane. Кроме этого, Майк собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie. Под их влиянием Майк и начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами. Но эти песни Майка так и не были исполнены со сцены. Уже тогда, в школе, Майк Науменко чётко определил стиль своего творчества в роке. Это так называемый "прямой рок", в котором самое большое внимание уделяется текстам. О первых опытах Науменко в роке известно совсем немного. Он попробовал себя в качестве музыканта во многих составах. Наиболее известный среди них - "Союз любителей Музыки Рок" Владимира Козлова. В составе этой группы Майк играл на бас-гитаре в начале 1977 года.

Весной 1976 года Майк знакомится с Борисом Гребенщиковым, Всеволодом Гаккелем и Михаилом Васильевым. Их музыкальные отношения быстро перерастают в дружеские (причём надолго!). Сначала они вместе устраивают сейшены с классическим рок-н-ролльным репертуаром под общим названием "Вокально-инструментальная групировка имени Чака Берри". Затем Майк периодически сотрудничает с сокращенным составом "Аквариума" (Гребенщиков, Гаккель, Васильев + Майкл Кордюков (перкуссия, эпизодически) в качестве приглашенного электрогитариста. До лета 1978 года они вместе выступают на концертах, проводят мини-фестиваль акустического рока.

Летом 1978 года Майк и Борис Гребенщиков, при поддержке сокращенного "Аквариума" выпускают совместный акустический альбом "Все братья-сестры". Песни альбома, такие как "Женщина", "Глава 7", "Ванная комната", сразу привлекают внимание любителей рок-музыки своей молодёжной лексикой, честностью, и, главное поэтичностью. В марте 1979 года Майк в составе "Аквариума" выступает на Тартуском фестивале ("Аквариум" был приглашён в Тарту в качестве специального гостя).

В 1980 году в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк Науменко записывает свой первый сольный акустический альбом "Сладкая N и другие". Из записанных 32 песен в альбом вошли только 15. В записи участвуют Вячеслав Зорин ("Капитальный ремонт") и Борис Гребенщиков. Именно эта запись принесла первый (хотя и заочный) успех Майку Науменко. У этого альбома есть ещё одна особенность это был первый настоящий самодельный альбом, ставший по формату и дизайну прототипом всего, что последовало за ним! Изготовленный самодельным способом альбом моментально разошелся по стране. Майка сразу стали называть "ленинградским Бобом Диланом". Сам же Майк считал, что его корни - в рок-н-ролле 50-х, и настойчиво искал музыкантов с желанием исполнять свои песни в "электрическом" варианте.

Осенью 1980 года Майк наконец-то собирает первый состав собственной группы и не без оглядки на "Аквариум" называет её "Зоопарком". Первыми в члены группы были приглашены два музыканта студенческой группы "Прощай, чёрный понедельник" Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы "Маки". В этом составе "Зоопарк" начинает репетировать в ноябре 1980 года. Весной 1981 года "Зоопарк" вступает в организованный Ленинградский рок-клуб, а в мае, на заключительном концерте первого сезона работы клуба, показывает собственную программу, целиком состоящую из песен Майка. Стилевая ориентация "Зоопарка" на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, проявившаяся уже тогда, с тех пор не претерпевала изменений. Выступление "Зоопарка" вызвало бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики. Впечатление от группы было настолько неожиданным, что некоторые сгоряча поторопились зачислить "Зоопарк" в ряды панк-рока. Многие молодые слушатели рок-музыки в то время были воспитаны на текстах ленинградских "Россиян" и московской "Машины времени" с их замками, кораблями, космическими катастрофами, поэтому разговорный язык "Зоопарка" в сочетании с плотным рок-н-ролльным звуком и произвёл впечатление новой волны. Но при всём при этом - Майк Науменко многим пришёлся по душе своей естественностью.

"Зоопарк" регулярно выступает в Ленинграде, одновременно совершает серию удачных поездок в Москву, став там на некоторое время популярнее "Аквариума", несколько раз выступает в сопровождении музыкантов известной московской группы "ДК". Одна из концертных записей послужила основой для "живого" (концертного) альбома "Blues de Moscou", в который вошли почти все тогдашние хиты. В том же 1981 году Майк Науменко знакомится с дуэтом "Гарин и Гиперболоиды" (Алексей Рыбин и Виктор Цой), к тому времени уже скрывающимся под названием "Кино" и играет гитарное соло на дебютном акустическом концерте группы "КИНО" в марте 1981 года в Ленинградском рок-клубе.

В 1982 году Майк Науменко записывает второй сольный альбом под названием "LV". ("LV" в переводе означает "55" - год рождения Майка). Материал заметно отличается от предыдущих записей музыкальным разнообразием, пародийной направленостью и изобилует посвящениями питерским музыкантам - "Песня для Свина" (Свин Андрей Панов), "Лето" (песня для В. Цоя), "Гуру из Бобруйска" (пародия на Б.Г.).

В 1983 году на студии "АнТроп" - "Зоопарк" записывает свой очередной альбом "Уездный город N". Наиболее известные композиции: "Пригородный блюз", "Дрянь", "Если ты хочешь", несколько необычная для "Зоопарка" заглавная 14-минутная баллада "Странные дни", которую тогда стали называть энциклопедией нашей жизни. А песня "Мажорный рок-н-ролл" становится хитом сезона, попав о официальные списки. В мае 1983, на Первом фестивале рок-клуба, в составе "Зоопарка" появился пианист и певец Александр Донских. Выступление "Зоопарка" оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, но сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался. Илью Куликова призвали в армию, начались поиски басиста. Место Куликова занял Михаил Васильев ("Аквариум"). Закончил институт и уехал в Петропавловск барабанщик Андрей Данилов, пришлось искать замену и ему. В группе появляется ещё один музыкант "Аквариума" - Пётр Трощенков.

Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "Аквариума" Александр Титов и барабанщик "Секрета" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией группы "Алисы" (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "Зоопарк" пропал на девять месяцев. Конечно, не последнюю роль сыграла в этом борьба властей с самодеятельным роком. Практически "Зоопарк" (как и многие группы в то время) был вынужден уйти в подполье.

Весь 1985 год прошёл в поисках ритм-секции. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый состав "Зоопарка", включавший Сергея Тессюля (бас-гитара) и Валерия Кирилова (ударные).

Следующей весной "Зоопарк" вновь удивил многих, появившись на сцене Четвёртого рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Александр Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова. Старые вещи -"Женщина", "Свет" - зазвучали по-новому, а такие баллады, как Иллюзия и "Мария" воспринимались теперь только в новом исполнении. Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники "Зоопарка" были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано. Гонения на рок к тому времени прекратились, времена изменились, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия "Зоопарка" просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.

Летом 1987 года в "Зоопарк" возвращается Илья Куликов (бас) и группа стала звучать гораздо жёстче, тем более без вокального трио. В сентябре группа с триумфом выступает на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролирует по стране - на этом этапе "Зоопарк" становится самой концертирующей группой Ленинградского рок-клуба, а возможно, и всей страны.

В начале 1990 года режиссер Александр Киселёв снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "Зоопарку" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад массового интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "Зоопарк" (как и многих в то время) из игры. В мае 1990 года с "Зоопарком" вновь расстался Илья Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "Почта", которая аккомпанировала Юрию Морозову.

14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "Аквариума" "Пригородный блюз" на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Жизнь Майка оборвалась трагически и нелепо... Вернувшись домой 26 августа 1991 года с вечеринки по поводу проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире на улице Разъезжей (Ленинград). Сосед дотащил его до кровати. До утра Майк лежал без движения. Затем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. Майк до конца был в сознании. Он оказался ещё и очень мужественным. Майка не стало 27 августа 1991 года. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.